Гжель - вид росписи назван, как и сам район - центр производства фаянсовой, фарфоровой, керамической посуды. Наверное, эта роспись самая запоминающаяся, потому что не похожа на другие. Ее называют русская зима.
Важной особенностью в гжельской росписи является сине-белый фон - живописное начало. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Мазки делают аккуратные, округлые, мастера пытаются добиться ажурности узора, благодаря этому изделия как будто покрыты нежным кружевом. В результате ручной росписи все изделия уникальны, не похожи друг на друга, ведь как известно даже один мастер не может повторить точь-в-точь свой узор. В такой технологии еще используют "роспись одной кисти" - первые мазки получаются насыщенными синими, а последние наоборот - светлыми, нежными. Изначально на изделиях изображали птиц, петухов. Это была основа, и только потом птиц превращали в цветы. Крылья, хвосты плавно перетекали в листья, пышные бутоны, усики, тычинки. Сейчас же рисуют и животных, и злаки, и различные цветы. Для нанесения росписи используют только одну краску - кобальт, она легко наносится, а при обжигании приобретает различные оттенки синего и голубого. Раньше под роспись брали только посуду: чашки, тарелки, блюда и прочее, сейчас же этим не ограничиваются дарят новые узоры статуэткам, вазам, люстрам и даже каминам.
В современном мире роспись очень популярна, ее используют для украшения интерьеров. Гжель также не обделена модницами, и смело появляется в образах.